Версия для печати

Подготовка кадров

Кафедра специализируется на подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров для государственной службы в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Профессиональное обучение


Цель - обеспечение высокого профессионального уровня знаний, умений и навыков учащихся в сфере природоохранной деятельности и

Кафедра осуществляет подготовку студентов очного обучения по 3 уровням образования — бакалавриат, 5-летнее профессиональное образование, аспирантура и второе высшее образование. На кафедре разработана система экологического образования управленческих кадров. Она включает подготовку специалистов с получением диплома о втором высшем образовании, комплексную профессиональную переподготовку (500 час.), и повышение квалификации (72 час.), Учебные программы реализуются в рамках Института дистанционного образования ТГУ и ФПК.

Для краткосрочных курсов повышения квалификации преподавателей вузов и государственных служащих (72 час.) разработаны учебные программы " Охрана природы и природопользование" и «Экологический менеджмент». Курсы повышения квалификации проводятся с 2006 года.

По программам второго высшего образования в учебном процессе сделан акцент на подготовку слушателями дипломной работы. Тематика дипломных работ формируется на основе практических потребностей органов регионального управления природоохранной деятельностью по месту работы слушателей.

В соответствии с поставленными целями обучения и актуальными требованиями, предъявляемыми к специалистам, ежегодно осуществляется коррекция набора и содержания преподаваемых дисциплин, прежде всего в рамках вузовского компонента.

При подготовке специалистов реализуется системный подход как к анализу предметной области деятельности госслужащих, так и к построению и обновлению учебных планов. В целом имеется стремление к синтезу достижений с выходом на конкретные прикладные результаты. Подготовка специалистов по образовательной программе с присвоением квалификации менедждер - эколог является наиболее перспективным направлением развития учебной деятельности кафедры.

При обучении по программам второго высшего образования и профессиональной переподготовки особое внимание уделяется выполнению выпускных квалификационных и аттестационных работ. Тематика работ формируется на основе практических потребностей органов регионального управления природопользованием. В перспективе усиливается акцент на практической направленности выполняемых работ с последующим самостоятельным развитием и внедрением полученных результатов.

Общеобразовательная подготовка

Цель - получение обучающимися базовых знаний по экологии и формирование у них представлений, необходимых для развития способностей принимать аргументированные решения в соответствующих сферах деятельности.

Общая подготовка студентов включает:


  • цикл гуманитарных и социально-экономических наук (английский язык, менеджмент, основы экономической теории, культурология, история России, правоведение, философия, психология и др.);
  • цикл математических и естественных наук (высшая математика, информатика, теория систем, география, геология, физика, химия, ботаника, зоология, генетика, почвоведение, микробиология, генетика популяций, физиология, климатология и др.).

На кафедре читаются актуальные курсы: «Общая экология" и «Теория устойчивого развития природы и общества". В плане развития общеобразовательной подготовки управленческих кадров представляется целесообразным включение экологической тематики в программы дополнительного профессионального образования по двум направлениям: Государственное экологическое управление" и "Экологический менеджмент". 

С целью совершенствования организации учебного процесса, которое позволит повысить качество подготовки студентов, слушателей и аспирантов необходимо усилить и развивать работу по следующим направлениям:

1. Модернизация традиционных контрольных заданий (вопросы к зачетам, экзаменам, контрольным работам и т.д.). Создание оценочно-тестовых комплексов, охватывающих все учебные дисциплины и позволяющие перейти к компьютерным технологиям контроля знаний студентов, слушателей и аспирантов.

2. Разработка активных форм обучения (мозговая атака, круглый стол, деловые игры, имитационные модели принятия оптимальных решений и др.). Проведение занятий с применением компьютерной техники и освоение методов дистанционного обучения.

3. На кафедре имеется опыт подготовки и чтения лекций-презентаций (презентационный пакет "Power point"), разработаны электронные учебные пособия. Представляется перспективным создание лекций-презентаций по учебным дисциплинам, использование электронных конспектов лекций для самостоятельной подготовки студентов.

4. Разработка и внедрение критериев качества в учебный процесс. Ориентация на основные критерии качества при организации образовательной деятельности кафедры должна дать положительные результаты.

5. Укрепление связи учебного процесса с процессом реформирования государственной службы в сфере природопользования и охраны окружающей среды должно найти более отражение в тематике занятий. Вопросы преобразования природоохранных структур на региональном уровне должны стать объектами внимания при написании выпускных аттестационных работ. (см. «Кафедра экологического менеджмента» на сайте Администрации Томской области).

Наиболее перспективным представляется осуществление профессиональной переподготовки кадров с присвоением дополнительной квалификации «Менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды". Учебный процесс целесообразно организовать по очно-заочной форме обучения с привлечением современных информационно-образовательных технологий.


Предыдущая страница: Основные публикации
Следущая страница: Выпускники